Рюкзак, история возникновения, описание
Рюкзак (от нем. Rucksack — мешок, который носится на спине) — специализированная сумка для ношения на спине. Снабжен двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи и спину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноски относительно больших грузов.
История Предтеча рюкзака — армейский ранец, получивший широкое распространение в XVIII — XIX веках. В настоящее время можно еще встретить школьные ранцы. В послевоенные годы были широко распространены простые рюкзаки из брезента, часто сшитые кустарным способом.
Основными «пользователями» рюкзаков долгое время оставались спортсмены — туристы и альпинисты. В частности, еще в середине XX века выдающимся советским альпинистом Виталием Абалаковым был разработан рюкзак для спортивных походов и восхождений, названный по его фамилии «абалаковским» или «абалаком», долгое время бывший стандартным элементом спортивного снаряжения. Все значительные изменения в конструкции рюкзаков были придуманы и реализованы именно ими. С появлением легких и прочных синтетических тканей процесс совершенствования рюкзаков резко ускорился. С инновациями в области материалов и технологий совпало появление моды на спортивный образ жизни, на спортивную одежду, поэтому сейчас рюкзаки уверенно занимают свою нишу и в повседневной жизни.
Основная классификация Рюкзаки можно поделить на три больших класса:
- мягкие (без элементов жесткости), в том числе так называемые «колобки»
- станковые
- обычные, или современные, они же «анатомические»
«Колобки» представляют собой простой брезентовый мешок с двумя лямками, объемом в среднем от 20 до 50-60 литров. Относительно неудобны для транспортировки груза, но, тем не менее, используются в российской армии. Требуют большого навыка при укладке, угловатый жесткий предмет, оказавшийся у спины может доставить много неприятностей. Кроме того, из-за пузатости «колобка» центр тяжести рюкзака оказывается дальше от спины, чем при использовании других типов рюкзаков. Это ухудшает устойчивость человека и делает переноску такого рюкзака более трудным.
Станковые рюкзаки снабжены алюминиевой (реже титановой) станиной, которая перераспределяет нагрузку и придает рюкзаку форму. К станине крепятся лямки, собственно рюкзак и полосы материи, передающие нагрузку телу — в области поясницы. Объемом от 50 до 100 литров, такие рюкзаки гораздо более удобны для переноски груза, чем «колобки», и налагают на него меньшие ограничения — например, перенести в станковом рюкзаке четыре кирпича (или пять килограмм консервов) гораздо удобнее, чем в «колобке», так как между рюкзаком и спиной образуется воздушная прослойка. К минусам таких рюкзаков относится жесткость станины — например, при падении, она может причинить серьезные травмы.
Обычные, или современные рюкзаки, размерами от 5 до 140 литров — сшитые из синтетических тканей продолговатые мешки, снабженные подвесной системой. Подвесная система состоит из лямок и поясного ремня и «спины». Лямки и поясной ремень, как правило, достаточно широки, мягки и упруги. «Спина» рюкзака — часть, обращенная к спине человека, также делается мягкой и упругой. В «спину» вставляются армирующие элементы из легких прочных материалов, например, дюралюминия или титана, переносящие часть веса с плеч на пояс. Такая подвесная система обеспечивает более комфортное ношение рюкзака по сравнению с бескаркасными рюкзаками. Из-за особенностей формы такие рюкзаки часто называют «анатомическими».
К современным анатомическим рюкзакам также относятся и заплечные велорюкзаки. Их особенности:
- Небольшой объем — от 5 до 35 л. Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста.
- Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
- Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
- Наличие водонепроницаемого дождевого чехла.
- Наружные крепления для шлема.
- Наличие, как минимум, подготовки для питьевой системы (Camel Back, гидропак).
- Багажные велорюкзаки Особняком от заплечных рюкзаков стоят багажные велорюкзаки типа «штаны». Фактически, это разновидность сумок на багажник, оптимизированная для перевозки объемных грузов на большое расстояние. Есть 2 разновидности — монообъемные и трехсекционные. Преимущество последних — в возможности варьирования объема, но при этом затруднены перевозка больших предметов, крепление рюкзака к велосипеду и переноска рюкзака отдельно от велосипеда. Поэтому в серьезных походах используются только монообъемные рюкзаки.
Такие рюкзаки имеют объем от 45 до 90 литров, а также большое количество внешних карманов, в том числе для бутылок с водой, карты, топора и т. д. Из особенностей — съемные лямки для переноски рюкзака на плечах, яркая раскраска со светоотражателями и крепления для маячков.
Крепление к велосипеду — максимально быстрое (одной или двумя стропами), но при этом возникают требования к правильной укладке рюкзака, чтобы тот не сползал с багажника и не попадал в спицы. А именно, «лапы» рюкзака всегда должны быть набиты до отказа, при этом вес должен быть распределен равномерно между правой и левой, а общий центр тяжести — находиться максимально низко. Кроме того, жесткие предметы не должны касаться внутренних частей рюкзака, непосредственно прилегающих к багажнику. В противном случае ткань рюкзака быстро перетирается.
Поясной ремень. Поясной ремень — основная модификация рюкзака, облегчающая переноску значительных грузов. При использовании поясного ремня значительная нагрузка снимается с плеч и перекладывается на кости таза, нести рюкзак легче.
Последние достижения в области рюкзакостроения. Современный большой (80—130 литров) спортивный рюкзак — весьма сложное изделие, конструкция которого далеко ушла от «колобков».
Материалы. Фирмы-производители используют современные материалы: различные синтетические ткани, легкие и прочные, непромокаемые и не смерзающиеся. Большой популярностью пользуется ткань кордура. Для подвесной системы используются ткани с мембранными технологиями — для отвода от тела влаги и тепла. Многочисленные стропы и шнуры рюкзаков также синтетические, они способны выдерживать большие нагрузки.
Архитектура. Подвесные системы современных рюкзаков можно подстраивать под анатомические особенности конкретного человека.